Яндекс Метрика
Пресс-релиз

Управление данными в России: аварийное всплытие

Вместе с повышением роли данных в экономике резко вырос интерес к управлению ими как особой профильной задаче. Рынок соответствующих решений претерпевает череду серьезных изменений. В ускоренном режиме идут процессы импортозамещения, при этом качество новых решений не всегда удовлетворяет требованиям заказчиков. Но выход есть.

Data Governance и Data Management

Прежде всего, определимся с терминами. Из-за схожести буквального перевода иностранных терминов, понятиям Data Governance и Data Management у нас часто присваивают одинаковое значение. Между тем, они существенно отличаются.

Data Мanagement описывает все, что касается перемещения, хранения данных и применяется для описания различных разработок в этих областях. То есть, речь идет скорее о data engineering, сфере, связанной с технологиями обработки данных.

В переводе с английского Data Governance также имеет значение «управление данными». Но описывает этот термин другую сферу: саму организацию работы с данными, разработку и применение различных практик, стандартизацию процессов и т.п.

Data Governance сосредотачивается на создании правил, политик и структур управления для данных, тогда как Data Management касается реализации этих правил и политик через технологии, процессы и процедуры.

Первое — скорее уровень стратегического планирования и контроля, второе — непосредственное управление данными на практике. При этом оба направления реализуются через прикладные инструменты для работы с данными.

Импортозамещение и другие тренды
Тренды российского рынка решений Data Governance и Data Management продолжает определять процесс импортозамещения. Без поддержки западных вендоров осталось значительное число решений, и теперь они морально устаревают.

При этом многие предприятия, находящиеся в поиске альтернатив, вынуждены экономить. Бюджеты ИТ на задачи управления данными растут не так быстро, и бОльшая их часть уходит на закрытие наиболее острых потребностей.

Отметим, что практически все новые решения, представленные сегодня на российском рынке управления данными — либо та или иная доработка open source-решений, либо попытка скопировать западные решения от команд, ранее работавших с ними. То же самое касается многих воcточных разработок, в первую очередь китайских.

Помимо импортозамещения можно выделить еще несколько направлений развития рынка решений по управлению данными. Сегодня заказчики и поставщики стремятся максимально использовать технологии искусственного интеллекта. Попытки использовать большие языковые модели наблюдаются довольно часто и продолжатся в обозримом будущем.

Еще один тренд связан с тем, что многим компаниям приходится перезапускать свои core-системы, такие как, например, ERP. А эта задача как правило связана с необходимостью перестройки хранилища данных и связанных с этим процессов. Такие проекты становятся хорошим драйвером для организации нового хранилища на правильных началах, используя лучшие практики Data Governance и соответствующие инструменты (дата-каталог или бизнес-глоссарий).

Ещё одним логичным шагом в рамках перевнедрения ЕRP-систем является внедрение или развитие MDM-решений (Master Data-Management, система управления мастер-данными), что позволяет серьезно повлиять на качество основных данных и снизить затраты на управление ими в дальнейшем.
Таким образом, включение в спектр проектов импортозамещения задач по управлению данными позволяет повысит вероятность успеха основного проекта, а также существенно облегчает его дальнейшее развитие. Эффект достигается через сокращение трудозатрат на сбор и аналитику данных: они изначально формируются и хранятся в готовом для интеграции виде.

Более того, повышается и общий уровень качества данных. Поэтому инвестиции, которые сегодня делают некоторые заказчики в Data Governance, дадут ощутимый эффект в ближайшем будущем.

Явные проблемы
Уход с российского рынка ведущих мировых вендоров логично привел к падению качества решений. Отечественный бизнес лишился не только продуктов, но и, что важнее, экспертизы. Отсюда фактор риска — оказаться в проекте с исполнителем, который не имеет достаточного опыта и компетенций. Результатом может стать провал проекта.

Второй фактор риска связан с недостаточной зрелостью импортонезависимых решений. Отрыв в десятки тысяч человеко-часов, потраченных крупными западными вендорами на разработку и совершенствование решений невозможно компенсировать быстро.
И заказчикам необходимо быть готовым к тому, что сразу после завершения проекта они не получат функциональности и возможностей, к которым привыкли или которых ожидают.

Определенным выходом для компаний может стать тщательный отбор подрядчиков, имеющих доказанный опыт успешной реализации проектов в области управления данными. Также поможет проведение тщательного анализа выбираемых решений по управлению данными, желательно с привлечением независимой экспертизы.

Это позволит четко сформулировать образ результата у заказчиков, не создавать завышенных ожиданий. Кстати, в сложившихся условиях крупные заказчики имеют вполне реальную возможность оказывать влияние на развитие отечественных решений по управлению данными, включая свои потребности в дорожные карты развития.

Заказчики
Сегодня одним из наиболее активно использующих решения по управлению данными сегментов рынка является направление CPG (Consumer Packaged Goods). Значительная часть компаний этой индустрии ранее была дочерними предприятиями иностранных концернов. В них за годы работы была сформирована структура работы по строгим гайдлайнам, практикам, политикам, которые предписывались головным офисом.

При этом штаб-квартира брала на себя и значительный объем работы, связанной с аналитикой данных. Теперь эти структуры стали самостоятельными компаниями, их руководителям приходится решать задачи, с которыми они раньше не сталкивались, уже без гайдлайнов. А превращение пусть даже готовых документов в операционный процесс — крайне сложная и трудоемкая задача.

В целом в коммерческом секторе тон задают игроки, которые работают в быстроразвивающихся индустриях и вынуждены постоянно адаптироваться к происходящим изменениям.

Их драйвер — определение новых направлений для развития бизнеса и формирования соответствующих стратегий.

Роль государства
Одно из свойств российского рынка — значительное влияние, которое оказывают на него инициативы регулирующих органов.
Существует инициатива государства, связанная с созданием национальной системы управления данными, которая должна задавать стандарты в этой области. Но эта система даже в государственных органах внедрена фрагментарно. Скорее можно говорить о перспективности разработки на ее базе неких ГОСТов, публичных стандартов.

Управление данными — весьма динамичная сфера. Так, Data Governance реализуется каждой компанией самостоятельно, в соответствии с собственными спецификами и потребностями. И стандартизировать здесь можно только разделы, методологии, но никак не непосредственное управление данными.

В современных условиях попытки сплошной стандартизации не только в Data Governance, но и в Data Management едва ли будут продуктивными — именно по той причине, что бизнес самостоятельно приспосабливается к происходящим изменениям.

Источник: Полина Сорокина, компания Axenix